toiida: (Default)
[personal profile] toiida
Putinbasket © Animaxis.com




Раз уж «Первый» канал открыл глаза на «Груз-двести», и о нём все застрочили, то вспомню и я свои брошенные обрывочки.





Главные мои вопросы относятся к актёрской игре. Я даже подумал, что господин Балабанов сознательно набросал своих персонажей недописанными, невозможными, чтобы фильм не брал за живое, а показывал проблему через поле условных нехарактеров. Но вряд ли он такой авангардист. Да и такой ход не работает: роли в китайском или древнегреческом театрах очень условны, а сопереживание у зрителя вызывают (вызывали) острейшее.

Возьмём свекровь — совершенно пустая роль. Старуха в курсе, что её сын импотент, продолжает попиливать его за это, — налицо мевшийся между ними эротический опыт в прошлом, — но ей по хуй его молодая жена, нет ни ревности, ни желания над новым членом семьи повластвовать, а возможностей — море.

Речь её о мухах слишком правдоподобна, отчего неестественна (киношна), а вот все остальные действия гранддамы не вписываются ни в логику адекватного человека, ни в логику маразматички, склеротички, умалишенной и так далее. Ни на что не похоже.

Попробовать объяснить личность свекрови можно, прибегнув к математике Николая Лобачевского, но лучше (проще) предположить, что она вовсе никакой и не человек, а метафора на всё постсоветское русское общество (родину-мать), которое любит свой эсэсэсэр, а то, что в её чаде эсэсэсэре ничего хорошего нет, обозначает, что по отношению ко всем ужасам эсэсэсэра оценки отключаются.

Не меньше претензий к образу главной героини, может как-нибудь и опишу.




«Груз 200» постоянно, примерно раз в два месяца (с повтором на следующий день в другое время), показывается по ночам на канале «ТВ-1000. Русском кино», на который насильственно подписано всё Братеево и ещё пара десятков районов Москвы. В один из таких показов я его и записал, тогда же и смотрел.

Date: 2008-04-13 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] encircled-plus.livejournal.com
Ваш взгляд разумнее. Признаюсь в том, что я не подумал, что это обыкновенный трэшняк без притязаний. Приз прессы, все судачат — вот и настраиваешься на большое кино. Да, это и вправду трэш, но разреженный и деликатный. Трэш-ностальгия, в духе «Покровских ворот».

Я смеялся только над саундтреком и поведением главной героини, ну ещё над полицией и папой героини. И над военщиной. Над состоянием кожи героини, пролежавшей не одни сутки на одном ложе с трупами — но в этой сцене больше над Советским Союзом, трудный и натянутый, озлобленный смех, помнится, был.

Веселила без смеха логика мужа как из сказки про аленькый цветочек.

Правда жизни

Date: 2008-04-14 01:58 pm (UTC)
From: (Anonymous)
"Груз 200"
В гостях у мамы ночью включил телевизор (своего у нас нет). И после нескольких приступов тошноты в начале просмотра, вдруг, знаете ли, включилось: "Да". Это так. Я опознал тот страх, ту беспомощность. Насильник везет в коляске мотоцикла под песню Юрия Лозы девочку, свою жертву, в Ленинск. В 1986 году мы, для меня курсанта горьковской учебки, не было ничего страшнее, чем попасть именно в это место, в Ленинск, на Байконур. Байконуром пугали. Это было, казалось, хуже Афганистана. И прапор, командир взвода, недавно оттуда вернувшийся, обнаружив у меня в штанах, засунутую за пояс книжку стихов, пообещал меня направить именно туда.

Мы верили, что это было страшное место, когда видели прикомандированных к роте грязных пацанов с горящими, широко открытыми глазами. Самого злобного сержанта роты, у него на руке была наколка в форме шеврона с ракетой, рассказывали, на Байконуре, как бы это сказать, подвергли сексуальному насилию. Значит, наколку свою он сделал до того.

До туалетов там в пыльную пурю можно, говорили, добраться, цепляясь за протянутые до него тросы. Но страшнее всего не климат, а вот это ощущение полной беспомощности. Это даже не страх, а парализующий ужас. Знание, что тебе ничто, никто не поможет: ни партия, ни комсомол. Когда тебя затащат в Ленинскую комнату и, как это называлось, "отпидарасят". (В Прибалтике, где я по счастью служил, они для этого обычно и использовались.) А на следующий день там устроят встречу с космонавтом. Страшно вот именно это. Что твою личную гибель, уничтожение в Ленинске никто не заметит. Так было. Это правда. Балабанову спасибо.